Вячеслав Манягин - официальный сайт писателя

 

Рецензия профессора истории Международного Славянского Института П.В. Тулаева на книгу М. Кривоносова и В. Манягина "Русский мир: рассказы о нашей истории"

  Возрождение России и русской традиции стало возможным благодаря духовному подвигу и творческому созиданию нескольких поколений наших соотечественников. Ежегодно появляются новые книги, художественные и документальные фильмы, проводятся выставки изобразительного искусства разных направлений и форматов. Всё это вместе образует то явление, которое мы называем «русская культура».

  В многовековом потоке национальной традиции бьётся живое сердце нашего народа, проявляется его коллективный опыт и соборный ум. Среди творцов, претендующих на роль лидеров, есть люди разного масштаба. И порой трудно сразу оценить личный вклад каждого человека. Ведь большое видится на расстоянии, а невидимое часто бывает более ценно и важно, чем видимое.

  И вот среди десятков новых трудов о России появилась ещё одна книга под названием «РУССКИЙ МИР. РАССКАЗЫ О НАШЕЙ ИСТОРИИ» (Москва, «Книжный мир», 2019, 302 стр.). Её соавторы – известные просветители М.М. Кривоносов и В.Г. Манягин, чьи биографии заслуживают внимания. Михаил Михайлович Кривоносов (р. 1947) – опытный предприниматель-меценат, заслуживший всеобщее уважение благодаря своей многосторонней деятельности, направленной на развитие культуры, туризма и благотворительности во Владимирской области. Он возглавляет несколько организаций, в том числе Общественную палату города Александрова, принимает активное участие в структурах, способствующих процветанию малого и среднего бизнеса. К тому же, Кривоносов – замечательный поэт, автор мудрых книг «Что есть жизнь на земле. Я скажу вам – любовь», «Мы потеряли три России», «Мой путь к Богу. Как стать счастливым». Найдя единомышленника в лице убеждённого патриота Манягина, Михаил Михайлович выпустил в сотрудничестве с ним два замечательных издания: «История гражданского общества России от Рюрика до наших дней» (2015) и то, которому посвящён мой отклик (первая публикация в 2016
году).

  Вячеслав Геннадиевич Манягин (р. 1960) – популярный писатель и журналист, автор многих книг и статей по истории Руси, особенно древнему и средневековому периоду: «История русского народа. От потопа до Рюрика», «Герои и подлецы Смутного времени», «Третий Рим и Белый дом», – всего более двухсот. Его монография, посвященная личности и эпохе великого царя Ивана Грозного, выходила в разных версиях и под разными названиями, выдержав более десяти изданий («Апология Грозного царя», «Вождь воинствующей Церкви», «Курбский против Грозного» и др.). На их основе сделан документальный фильм «Стаж Православия» и записана аудиокнига «Иоанн Грозный: без лжи и мифов». А сколько ценных публикаций сделано в соавторстве с другими специалистами: исследование о таинственных хазарах, биография П.А. Столыпина, интерактивный путеводитель по Москве, серия «Библиотека Сербского Креста» и даже «Энциклопедия альтернативной истории России», – всего не перечислить! И всё это стало возможным потому, что некогда молодой любитель художественной литературы из Сергиева Посада (в те годы г. Загорск), встав на духовный путь, стал библиографом, а затем исследователем отечественной истории, православным публицистом, редактором и издателем патриотического направления. Недаром говорится, что «ум истиною просветляется, а сердце любовью согревается».

  Результатом творческого взаимодействия двух опытных авторов и общественных деятелей стал совместный труд «Русский мир. Рассказы о нашей истории», о котором пойдет речь ниже. Его особенность в том, что он не просто пересказывает события в хронологическом порядке, а выделяет наиболее поучительные, ценные с нравственной точки зрения события. По сути это сборник назидательных очерков, имеющих, прежде всего, воспитательное значение, и рассчитанных на школьников, на подрастающее поколение, чьё мировоззрение только формируется. Все рассказы пронизаны горячей любовью к Отечеству, имеют мощный духовный вектор, поэтому рекомендуются для семейного чтения.

  Во время одного из публичных выступлений М.М. Кривоносов сравнил своё издательское детище со знаменитой китайской книгой «Сань-цзы-цзин» («Троесловие»). Она было создана мудрецами ещё в древние времена в качестве основы для образования детей, нечто вроде наших школьных учебников или хрестоматий. Её задача – верно направить мысли воспитанников, изначально привить им любовь к добру, справедливости и трудолюбию, к родным и близким, к национальной традиции в целом, к чтобы установить преемственность поколений, передать молодым эстафету, сокровища знаний и народные святыни.

  Любовь! Вот ключевое слово, связующее все нити в узорах Судьбы. Любовь знает, любовь понимает, любовь вдохновляет и очищает, любовь прощает и защищает. Она – Панацея от всех бед, встречающийся на жизненном пути. Она сама – Путь, от рождения до воскрешения, от Альфы до Омега. Любовь – это наш Бог, Триединый, единосущный и нераздельный.

  Искренняя и деятельная любовь к Отечеству помогла авторам выполнить главную задачу. Не только по содержанию, но и по форме поучительный сборник имеет воспитательное значение. Оригинально использованы русские народные поговорки, которые не просто цитируются, а вставлены в различные разделы в качестве смысловых маяков, эпиграфов, пронизывающих красной нитью всю книгу. Книга иллюстрирована учениками художественной школы г. Александрова. В оформлении использована традиция древнерусского книгоиздания – красивые буквицы в начале глав. Жаль только, что печать не цветная!

  Вполне уместно доброжелательное предисловие Александра Сергеевича Ананичева, секретаря правления Союза писателей России, подчёркивающего значение таких традиционных для нас ценностей, как справедливость и любовь к ближнему, которые могут стать «антивирусом» в наступающем хаосе деградирующего общества.

  Теперь обратимся к самим рассказам, разным по стилю, времени написания и своему достоинству. Они посвящены ярким страницам отечественной истории, которые так или иначе связаны с современностью.

  Наиболее удачны, с моей точки зрения, очерки о выдающихся людях и народных героях, написанные В.Г. Манягиным. Вдохновляют и поражают своей силой подвиги Евпатия Коловрата, бесстрашного воина, противостоявшего многочисленной монгольской армии малыми по количеству силами; патриарха Гермогена, призывавшего православных людей к восстанию против католиков-поляков, захвативших власть в Кремле. Трогателен пример взаимной любви и верности Петра и Февронии, прославленных во святых. Поучительна история о Никите Мытаре, раскаявшемся в своей жадности и вставшем на трудный путь столпничества. О лучших представителях дворянства свидетельствует бескорыстная благотворительность Ульяны Осоргиной, отдававшей последнее из своего имущества в пользу голодающих крестьян. Из наиболее почитаемых святых автор выделяет Преподобного Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, чьи души сияют Фаворским спасительным светом во тьме веков. Из более близких к нам по времени ярко показаны фигуры царя Александра Третьего, убежденного русофила и миротворца, добившегося расцвета Российской Империи.

  Вдохновенно написаны рассказы о героической обороне Свято-Троицкой Лавры от польской армии, стремившейся завоевать и подчинить себе Московское царство; о кровопролитной Куликовской битве и Великом стоянии на Угре, которые показали силу и волю Древней Руси, её право на самоопределение; о грандиозном сражении при Молодях, где русское войско во главе с кн. Воротынским и кн. Хворостининым разбило значительно превосходящую по количеству и мощи татарскую конницу; о замалчиваемой ныне битве за малороссийский город Чигирин; о героической обороне Смоленска, выстоявшего в осаде почти два года (в 1611, а не 1812 году) и, конечно, о легендарном городе русской славы – Севастополе, подтвердившем своё предназначение в XXI веке.

  Любимые исторические эпохи Манягина – это время возвышения Москвы, её превращения
из Великого княжества в Московское царство; правление Грозного царя Ивана Васильевича как пример православной монархии (ему уделено в книге четыре главы); «Смутное время», когда проявились сильные и слабые характеры нашего народа; противоречивая и трагическая эпоха церковного раскола времён Патриарха Никона.

  В меньшей степени его привлекает эпоха правления династии Романовых, 400-летие которой мы сравнительно недавно отметили. Автор видит тёмные стороны и странные знамения в истории новой царской династии: от коварного убийства царевича Дмитрия из семьи Рюриковичей до мученической смерти царской семьи во главе с императором Николаем Вторым. По мнению Вячеслава Геннадиевича, XVIII и XIX века «стали для нашего народа тёмными временами» (с. 202), потому что огромная часть крестьян были крепостными. Императора Петра Первого он рисует в карикатурных красках и считает его примером «чужебесия». Императрица Екатерина Вторая, покровительница наук и искусств эпохи Просвещения, упомянута в связи с присоединением Крыма к России. А император Александр Благословенный показан не как царь- освободитель Европы от наполеоновской армии и глава Священного Союза, управлявшего континентом в течение почти всего XIX века, а как покаявшийся в своих грехах странник и отшельник Фёдор Кузьмич.

  Вместе с тем, когда речь заходит о гениальном поэте Александре Сергеевиче Пушкине, авторы вспоминают о «золотом веке русской классической литературы». Здесь как путеводные звёзды светятся имена Николая Гоголя и Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева и Льва Толстого, Фёдора Тютчева и Фёдора Достоевского, а также многих других мыслителей начала и середины XIX века, среди которых я бы упомянул также Юрия Венелина, Александра Вельтмана, Владимира Одоевского и целую плеяду славянофилов (им посвящены мои специальные труды). «Литература Золотого века стала зеркалом русской души – огромной, мятущейся, ищущей Истину и Справедливость не для себя только, а для всех и для каждого на земле» (с. 220). Прекрасно сказано о дворянской культуре и её значении!

  Революционная и советская эпоха поданы в сборнике широкими мазками, весьма избирательно. О трагедии Первой мировой войны, о трёх революциях, разрушивших нашу Империю, и кровопролитной гражданской бойне рассказывается мимоходом. Видимо, для того, чтобы оградить ранимые детские души от страшной правды. Когда школьники подрастут, они сами будут искать ответы на многочисленные вопросы о трагической истории XX века.

  Народная поговорка «кто не работает, тот не есть» вынесена в заголовок раздела, посвященного экономическим принципам социализма. С моральной точки зрения это правильно, ведь труд, в том числе духовный и творческий, лежит в основе человеческой цивилизации. Культ свободного или, как писали марксисты, «освобождённого труда», заменил капиталистическую «эксплуатацию человека человеком». В действительности, коммунистические отношения выродились из утопии и социального эксперимента в массовое насилие над миллионами людей, не только аристократами, промышленниками, купцами, но даже над средним крестьянством, казачеством, священниками, всеми инакомыслящими.

  Ведь были такие контрреволюционеры, которые сразу объявили войну коммунистам во главе с Лениным и Троцким. Они сформировали Белую гвардию и до последней возможности сражались за правое дело, то есть за Бога, за Отечество и за семью. Однако среди «бывших», если использовать этот термин авторов, много было и тех, кто принял революцию и помогал строить социализм.

  Общеизвестно, что большевиков поддержали многие русские дворяне, генералы и офицеры, особенно военно-морского флота. Такие имена как М.Д. Бонч-Бруевич, А.А. Брусилов, А.А. Игнатьев, А.Е. Снесарев, Б.М. Шапошников, В.Ф. Джунковский говорят сами за себя. Не оставили свою Родину и крупные учёные: К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и многие другие. Хотя некоторые, такие как И.И. Сикорский, упомянутый в главе «Выше, дальше, лучше всех!», уехали из «коммунистического рая» и нашли новых компаньонов за рубежом. «Красный граф» А.Н. Толстой, чьи книги мы читали с юных лет, вернулся из эмиграции уже в Советскую Россию, как и композитор С.С. Прокофьев, писатель А.М. Горький, поэтесса М.И. Цветаева и др.

  От краткого очерка о проблемах социализма авторы переходят к Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и Великой Победе. Здесь тоже авторы дают хрестоматийные примеры, имеющие воспитательное значение. Глубоко трогательна пересказанная история «Русский характер» А.Н. Толстого, которую мы изучали в школе и видели в кино, а нынешнее поколение не знает. Большой фрагмент посвящён разгрому гитлеровской армии под Москвой в начале зимы 1941 года и первому контрнаступлению, которым командовали генерал армии Г.К. Жуков и генерал-лейтенант – А.А. Власов. Рядом с мужественным гимном «Священная война» А.В. Александрова соседствует песня бдительной памяти о детском концлагере «Саласпилс».

  Хорошо написан рассказ о «поколении победителей», которые известны также как «сталинские соколы» или специалисты «сталинской закалки» (здесь аллюзия на известный роман Николая Островского «Как закалялась сталь»). Действительно, люди, отстоявшие на фронтах войны идеалы социализма и освободившие Европу от «коричневой чумы», чувствовали себя гордо. Исторический период с 1943 до 1953 года вошёл в историю как время «национал-коммунизма» и даже «русизма», того самого «великодержавного русского шовинизма», за который Ленин осуждал Сталина ещё на заре советской власти. Многие технические заслуги более поздней хрущёвской эпохи – результат прорыва сталинской эпохи.

  Раздел о «застойном периоде» эпохи Брежнева написан с горькой иронией. В нём говорится о том, что слишком дорого нам обошлось желание иметь «сто сортов колбасы», (стр. 260–265) как на Западе. Импортная колбаса – это наглядный образ общества материального изобилия, где многие имеют свои машины, дома, современную бытовую технику и большой выбор продуктов питания. Но факт остаётся фактом – КПСС, торжественно обещавшая построить коммунизм к 1980 году, не сдержала слова, заботилась о своей «номенклатуре», а большую часть бюджета потратила на гонку вооружений. В результате произошёл кризис мировой социалистической системы. Горбачёв и его команда предали идеалы миллионов коммунистов, а реформатор Ельцин разрушил СССР с помощью буржуазных реформ, проведенных под диктовку западных спецслужб. «Холодная война» оказалась проигранной Советским Союзом.

  И вот мы постепенно поднимаемся со дна унижения на уровень человеческого достоинства. Волей опытного политика и государственного деятеля В.В. Путина, как правильно пишут наши авторы, остановлен развал Российской Федерации, с трудом преодолены несколько экономических кризисов. Наша страна медленно, но верно восстанавливает статус суверенного государства и даже стала выходить в лидеры на международном уровне. Это, конечно, радует, хотя последние события на Украине показывают, что не стоит расслабляться.

  Мой отзыв – это не исторический обзор и не развернутая рецензия научного оппонента на диссертацию, поэтому я не буду более распространяться о мировых событиях, а постраничные замечания научного характера, касающиеся некоторых неточностей, спорных фактов и терминов, сообщу авторам в частном порядке, чтобы они смогли их учесть при дальнейшей работе и возможном переиздании книги.

  Есть в книге и такие фрагменты, которые в целом верно трактуют то или иное событие, но я бы существенно дополнил эти факты и аргументы. Например, поучительное «Слово о хмеле» (с. 134–136), направленное против пьяниц, не знающих меру в употреблении хмельных, а по нашим меркам – спиртных, напитков, я бы развил в небольшой очерк по истории борьбы с пьянством на Руси. Благо, есть замечательное исследование академика А.Н. Маюрова, обобщившего положительный опыт нескольких столетий. Абсолютно правдива народная поговорка: «Кто винцо любит, тот сам себя губит».

  Биографию благоверного князя Александра Невского, чьё 800-летие мы скоро будем отмечать, желательно не ограничивать только военными победами над «немцами» и «псами-рыцарями». Матерью Церковью святой князь почитается и как охранитель Православия, не пожелавший принять католическую веру. А с точки зрения современной геополитики, весьма поучителен так называемый «восточный выбор» Александра Невского, ведь Новгородский князь совершил длительное путешествие и осуществил важное дипломатическое посольство в Каракорум, столицу монгольской Империи. И если говорить о связи давних событий с современностью, которую любит подчеркивать М. М. Кривоносов, то здесь прямая аналогия с восточной политикой нынешнего президента России В.В. Путина.

  Увлекательный, ярко написанный рассказ о печатном деле при царе Иване Грозном (с. 149– 152), был бы ещё более убедительным, если включить историю о знаменитом Лицевом летописном своде, первой на Руси иллюстрированной энциклопедии. Она состоит из 10 томов и 10 тысяч листов, где изображены более чем 16 тысячам цветных миниатюр. Этот уникальный хронологический свод охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

  С иронией написанный очерк «Как появилась Окраина» (с. 180–183), напоминающий по стилю фельетон, подводит читателя к мысли, что Богдан Хмельницкий в результате Переяславской рады привёл вольное казачество под щедрую и мощную длань православного царя, соединив навеки великороссов и малороссов в единый союз. На самом деле Хмельницкий был очень хитрым и своевольным гетманом, служившим по очереди четырем господам: сначала польскому королю, потом татарскому хану, затем московскому царю и, наконец, королю Швеции. Поэтому Мазепу можно считать продолжателем украинской традиции маневрирования, отчасти искреннего, а порой лицемерного.

  Замечательный рассказ о русских открытиях в области науки и техники, где в частности говорится об изобретении телевидения нашим соотечественником Б.Л. Розингом и его прямым учеником В.К. Зворыкиным, надо бы расширить и добавить известные факты о научных приоритетах Н.Н. Лобачевского, Д.И. Менделеева, П.Л. Чебышёва, К.Э. Циолковского и многих других, которые собрал и прокомментировал в разных изданиях мой близкий друг, выдающийся энциклопедист нашего времени А.А. Пецко.

  Драматическую историю построения социализма, как общества, где действует принцип «кто не работает, тот не есть» (стр. 243–246), я бы дополнил рассказом о ГУЛАГе и так называемых «шарашках», где принудительно трудились с целью «исправления» миллионы наших соотечественников, включая даже выдающихся учёных и специалистов высшего класса, таких как А.Н. Туполев, С.П. Королёв, А.Е. Снесарев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский. Это было торжество несправедливого «равенства», когда менее заслуженные, менее достойные люди унижали более выдающихся, которые составляли цвет нации, её интеллектуальную и духовную элиту.

  Вот почему многие представители аристократии и других сословий не только эмигрировали за рубеж, но принципиально не принимали революцию со всеми её последствиями. Не менее пяти миллионов граждан бывшей Российской империи вынуждены были покинуть родину, сформировав диаспоры сначала в Европе, а затем по всему миру. Исследование феномена «русского зарубежья», духовной и национальной миссии эмиграции как особого мира, требует особого внимания. Ведь именно её лучшие представители сохранили, осмыслили и развили национальную традицию, в том числе православную культуру.

  Конечно, хотелось бы также увидеть в книге «Русский мир» рассказы о национальной школе музыки, о знаменитых художниках, о выдающихся военных мыслителях, легендарных спортсменах и т.д. Но я хорошо понимаю, что в одной книге для юношества трудно охватить все области жизни. Это задача коллектива специалистов, уже работающих в данном направлении.

  Поскольку В.Г. Манягин – профессиональный библиограф, большое внимание уделяющий книгам, их истории и книгопечатному делу, я передал ему также несколько пожеланий по рекомендуемой литературе, которая указывается в конце разделов. В частности, упомянул своё фундаментальное исследование «Русь, славяне и их соседи в древности» и научно-популярную книгу «Судьба русской Тавриды. История Крыма от древности до наших дней».

  Мои частные замечания и пожелания не умаляют значение книги «Русский мир» Михаила Михайловича Кривоносова и Вячеслава Евгеньевича Манягина, которая, действительно, написана с большой любовью, весьма поучительна для подрастающего поколения и всех, интересующихся отечественной историей. Я сам узнал много нового, уточнил или пополнил прежние знания, за что выражаю авторам благодарность.

  Опыт составления современного аналога классической китайской книги «Троесловие» напомнил мне учебники и хрестоматии по истории России, составленные в эмиграции нашими соотечественниками в XX веке. Их цель состояла в том, чтобы сохранить и передать потомству самые сокровенные знания и благодарную память о подвигах предков.

  Укоренившись в Боге, преодолев свои собственные слабости и грехи, мы сможем продвигаться дальше по жизненному Пути: от невежества – к постижению высшей истины. Тогда и внешние враги нам будут не страшны, и вслед за авторами книги, прославляющей достижения Русского мира, скажем: «Мы много раз побеждали их, победим и теперь» (с. 270).

  Тулаев Павел Владимирович
  Москва, 26 июля 2019 года.

  ТУЛАЕВ Павел Владимирович – профессор истории Международного Славянского Института в Москве, действительный член Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского Просвещения (КМАСП), член МОО «Императорское Русское историческое общество». Учредитель и главный редактор журнала «Атеней» (2000-2010), арт-директор одноименной художественной галереи, член Президиума Славянского комитета России, ученый секретарь МСОО «Всеславянский Союз». Автор многих книг и публикаций в различных жанрах, от поэзии до энциклопедических изданий, некоторые из которых переведены на европейские языки. Составитель научно-популярных сборников, администратор многоязычного портала www.ateney.ru Ключевые темы исследований: истоки и проблемы славянского мира, семиотика и эстетика европейской культуры, мировая война, русский прорыв, основы здорового образа жизни. Вероисповедание: православный. Постоянный автор газеты «Русский вестник».