Врубель Михаил Александрович (р. 1856) — известный художник времен XIX – XX веков. Он создавал невероятные шедевры, показывая на холсте то, что нельзя увидеть обычному человеку. Произведения художника хранятся в крупных музеях мира и до сих пор вызывают неподдельный восторг у зрителей.
Детство
Михаил Александрович появился на свет в городе, расположенном в живописном месте. Он воспитывался в семье строевого офицера и художника Александра Михайловича и его супруги Анны Григорьевны. Отец живописца принимал участия в военных действиях на Кавказе и в Крыму. Мать Михаила была родственницей известного декабриста.
Когда Мише исполнилось 3 года, его мать скончалась от болезни. Отец стал в одиночку воспитывать четверых детей, а через два года женился на Елизавете Вессель. Женщина смогла расположить к себе детей, благодаря своему доброму характеру. Она играла на пианино и прививала малышам любовь к творчеству. Благодаря этой женщине, Михаил познакомился с музыкой и поселил ее в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.
Александр Врубель работал военным юристом. Из-за специфики его профессии семье часто приходилось менять место своего жительства. В 1865 году семейство перебралось в Поволжье. Там Михаил во время прогулки увидел копию фрески итальянского творца Микеланджело, которая произвела на него непередаваемое ощущение. «Страшный суд» вдохновил мальчика заниматься творчеством. Он увидел работу один раз и смог повторить ее на бумаге у себя дома, чем очень удивил родителей.
Образование
Высшее образование парень должен был получать в военной академии по велению своего отца. Глава семейства видел в Мише наследника профессии, поэтому стремился, чтобы ребенок пошел по его стопам. Талантливый подросток не стал перечить отцу, но не забросил свое занятие художеством.
В 1874 году Михаил Александрович поступил в Санкт-Петербургский университет на отделение юриспруденции. Красивый в плане архитектуры город вызывал неподдельный восторг в сердце Врубеля. Он жил на Галерной улице, где незадолго до этого проживал поэт Александр Пушкин.
В студенческие годы Миша не находился под контролем отца, так как тот проживал в другом городе. Он допоздна гулял по Санкт-Петербургу и обсуждал с сокурсниками современное искусство. В культурной столице он познакомился с Модестом Мусоргским — выдающимся композитором. Идеи Модеста Петровича надолго поселились в сердце Врубеля и повлияли на его дальнейшее творчество и жизнь в целом.
На заметку!
Слушая композицию Мусоргского «Блоха», Врубель написал картину с изображением Мефистофеля и Фауста.
Во время студенчества Михаил Александрович осознал, что выбранное его отцом дело вовсе не интересно ему. Он не отказался от обучения, но стал всецело посвящать себя живописи. Парень не видел себя в образе адвоката, поэтому втайне от отца и других родственников посещал лекции Чистякова.
В 1880 году юноша получил диплом вуза. Он окончил обучение успешно и принял решение поступить в Академию художеств, несмотря на мнение своего отца. Решение наследника сильно насторожило Александра Врубеля. Он выступил против занятия ребенка, чем окончательно испортил отношения с ним.
В 1882 году Михаил разочаровался в системе обучения и пришел в мастерскую Чистякова. Он стал обучаться у своего наставника и раскрыл в себе новые таланты и умения. Павел Чистяков обучал не только Врубеля. Из-под его крыла вышли такие знаменитые художники, как Васнецов, Репин и Суриков.
Работы художника
Трудолюбивый художник постоянно писал картины. Вскоре он получил награду за свои заслуги в виде серебряной медали. Его работа носила название «Обручение Марии с Иосифом». Картина была наполнена живостью и эстетичностью.
Последующие картины художника не остались без внимания. Особые знаки отличия получила работа «Пирующие римляне», на которой изображены молодые люди в компании Патриции.
В 1883 году Врубель был приглашен профессором искусств Праховым в Киев. Он занялся работами по реставрации Кирилловской церкви. В этом городе началась самостоятельная художественная биография Михаила Врубеля.
В 1884 году Михаил Александрович отправился в Венецию. Он посетил несколько соборов и музеев города и вдохновился его архитектурой и живописностью. В итальянском городке творец провел полгода, а затем снова вернулся в Киев. Находясь под впечатлением, он написал четыре иконы, на которых были изображены лики Святого Афанасия, Святого Кирилла, Христа Спасителя и Богоматери с младенцем.
Многие знают о том, кто такой Михаил Врубель, за счет его реставрационных работ. Он успел потрудиться над фресками «Оплакивание» и «Вход Господень в Иерусалим», а также создал работу «Сошествие Святого Духа на апостолов».
Михаил осознавал важность работы в церкви, но не мог постоянно ограничивать себя требованиями. В 1886 году он написал портрет «Девочка на фоне персидского ковра». Позднее свет увидел его новую работу, получившую название «Восточная сказка».
В 1887 году Врубель занялся росписью Владимирского собора. Он создал несколько вариантов «Надгробного плача», из которых сохранилось только четыре работы. Сюжет до этого не встречался в религии и культуре.
В 1889 году Врубель был отстранен в работе в церкви. Его самостоятельность вызвала у руководителя недопониманием, поэтому вместо скандала взрослые люди решили исчерпать конфликт миром.
Часть неприятных работ Михаил Александрович взял с собой в столицу. Его картина «Демон сидящий» стала настоящим прорывом и символом новой эпохи. С помощью данной работы Врубель смог разрушить рамки консерватизма, но стал объектом порицаний.
В годы жизни в Москве Михаил написал несколько портретов и других картин. Он изобразил Арцыбушева и Мамонтова, а также выпустил картины «Принцесса Греза» и «Венеция».
На заметку!
Михаил Врубель выступал иллюстратором поэмы Лермонтова «Демон».
Европейскую известность живописец получил позднее, когда принял участие в выставке «Мир искусства». Позднее он написал картины «Царевна-Лебедь», «Жемчужина», «Шестикрылый Серафим» и «Сирень».
Самой последней работой талантливого художника стал портрет Валерия Брюсов. Картина не была закончена полностью, так как в момент работы над ней художник уже болел.
Личная жизнь
Личная жизнь художника была такой же страстной и живой, как и его работы. Первой девушкой, покорившей его сердце, стала Эмилия Львовна — жена его руководителя во время работ по реставрации церквей. Ее лицо появлялось на одной из работ художника. Он запечатлел ее в образе Богоматери на иконе с младенцем. Любовное увлечение Эмилией Львовной Михаил смог побороть в себе, так как он осознавал, сколько добра сделал для него ее супруг. Он вскоре перестал даже думать о женщине и нашел для себя новое увлечение.
Следующей женщиной в биографии художника стала Надежда Забела. Их роман перерос в свадьбу и семейную жизнь. Знакомство Михаила Александровича с Надеждой Ивановной состоялось благодаря их общему знакомому Савве Мамонтову. На момент знакомства Врубель еще не был известным художником, а его будущая жена уже была узнаваемой в обществе.
Образ и чарующий голос женщины вдохновлял художника на написание картин. Благодаря своей музе, он написал работу «Гензель и Гретель», где изобразил девушку вместе со своей подругой.
Между певицей и мастером художественного искусства был заключен договор, согласно которому, Надежда выйдет замуж за Михаила только в том случае, если картина «Гензель и Гретель» будет успешной. Произведение получило отклик в сердцах людей и добилось огромного успеха. Влюбленные поженились и стали проживать вместе.
В 1901 году у супругов появились совместные дети. У них родился мальчик, который получил имя Савва. Родители были несказанно рады рождению малыша, несмотря на его врожденный порок. Сын появился на свет с болезнью, носящей название «заячья губа».
Вскоре после рождения мальчика художник сильно переменился в характере. Он обвинил супругу в неверности, так как считал, что у него не мог родиться ребенок с пороком. Душевное состояние тяготило Врубеля, поэтому он долгое время не работал над картинами. Его мысли были мрачными, что отразилось на последующих работах. Михаил Александрович в течение года работал над картиной «Демон поверженный». В то же время он работал в Строгановском училище на должности преподавателя художественных искусств.
Вместе с грустными мыслями в жизни Врубеля появился и алкоголь. Лицо демона постоянно приобретало новые краски, даже когда картины уже была выставлена. Вскоре к душевным тягостям художника добавилось и депрессивное состояние. Он стал считать себя преступником по той причине, что одновременно рисовал и Христа Спасителя и демона.
Болезнь и смерть живописца
Весной 1902 года состояние Врубеля заметно ухудшилось. Он обратился за помощью к врачам и был госпитализирован в московскую больницу. Врачи долго пытались установить диагноз художника, но пришли к выводу, что он страдает тяжелым и неизлечимым психическим заболеванием. Михаил с тех пор регулярно наблюдался у врачей.
В 1903 году болезнь временно отступила, позволив художнику продолжать творчество. Настоящим ударом для мужчины стало то, что в середине того же года скончался его единственный сын. Больше детей у Михаила не было, поэтому утрата оказалась для него нестерпимой.
Через несколько месяцев после кончины Саввы Врубель попал в клинику. Он продолжал рисовать в больнице, но врачи запрещали ему импровизировать в работах, чтобы не доводить состояние здоровья до особой тяжести.
В 1906 году Михаил Александрович потерял зрение. Он перестал воспринимать мир во всех его красках и 4 года провел в клинике для душевнобольных людей.
Врубель не предпринимал открытых попыток свести счеты с жизнью, но желал себе смерти. Он открывал окно настежь зимой и несколько часов стоял у форточки, чтобы приблизить свою кончину.
1 апреля 1910 года сердце художника перестало биться. Причиной смерти стало воспаление легких. Тело творца было похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.
Интересные факты
- Студенческие работы Врубеля были названы эталонами академического искусства. Некоторые картины художника хранятся в фонде академии, в которой он обучался.
- Супруга пережила Михаила Александровича на 3 года. Она умерла в 1913 году и была похоронена рядом с могилой мужа.
Как важно услышать себя и вопреки всему не сойти с пути, которым идёшь . Такая непростая судьба была у Михаила Александровича… Память об этом художнике будет жить вечно, благодаря его невероятному таланту!
Очень интересно было почитать биографию такого известного живописца, нравится его стиль и картины. И как же повезло мировому искусству, что он, несмотря на тяжёлую жизнь и детство, занялся любимым делом.
Удивительная судьба. Не перестаю удивляться как жизнь человека покрутила, но может все творческие люди такие? Не может же у них быть все однообразно как у обычных людей. Художник видит мир по своему, то что обычные люди увидеть не могут.