Биография Сергея Эйзенштейна

Дата рождения (день и год): 22.01.1898
Возраст: 50
Дата смерти: 11.02.1948
Место рождения: Рига
Рост: 170 см
Знак зодиака: Водолей
Цвет глаз: серо-голубой
Семья: жена – Перл Фогельман, родители – Михаил Осипович Эйзенштейн, Юлия Ивановна Эйзенштейн.

Сергей Эйзенштейн – режиссер театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, лауреат нескольких Сталинских премий, автор базовых работ по теории кино. Его фильм «Броненосец «Потёмкин», по мнению мировых критиков, давно числится «лучшим фильмом всех времен и народов». Между тем жизнь этого неординарного человека нельзя назвать счастливой ни в профессиональном, ни в личном плане.

Детские и юношеские годы

Родился С. М. Эйзенштейн 10 (по старому стилю 22) января 1898 года в Риге, в обеспеченной еврейской семье. «Не могу похвастаться происхождением: мать и отец – не из рабочей среды», – писал в автобиографии Сергей Михайлович в зрелые годы.

Его отец, Моисей Иосифович Айзенштейн (позднее именовался Михаилом Осиповичем Эйзенштейном), родом из еврейских купцов из-под Киева, выучился на архитектора и работал по специальности. Его личной заслугой было получение чина действительного статского советника и права на потомственное дворянство для детей.

Мать, в девичестве Юлия Ивановна Конецкая, разумеется, не работала. Выходя замуж, получила значительное приданое от родителей, владевших компанией «Невское баржное пароходство». Эти средства позволяли семье жить безбедно. Дом Эйзенштейнов охотно посещали все богатые люди Риги. Праздники отмечались с размахом.

Сергей Эйзенштейн с родителями
Маленький Сережа Эйзенштейн

Ребенок, похожий на ангела, был любим всеми домочадцами, все его прихоти выполнялись безоговорочно. Отдыхал на Рижском взморье, очень любил бывать в театре, цирке, кинематографе. Первый фильм мальчик увидел в Париже, где семья недолго жила во время революции. Родители обожали Сережу, но мальчик не чувствовал себя счастливым в семье из-за постоянных ссор родителей. Поэтому впоследствии охарактеризовал свое детство «временем печали».

В семье было материальное благополучие, но не было лада. Супруга изменила главе семейства, и тот вынес семейный вопрос на суд общественности, четыре года доказывая этот факт в суде. Мать уехала в Петербург, где жила ее мать, а сына передала отцу, которого тот не очень-то любил. Тосковал по матери, писал ей письма, она посылала ему подарки. Встречался с ней на Пасху и Рождество.

Отец дал сыну отменное образование. Сергей свободно владел иностранными языками, хорошо рисовал, играл на фортепиано, занимался фотографированием, уверенно держался в седле. Окончив Рижское реальное училище, в 1916 году поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Так хотел Михаил Осипович, мечтавший, что сын продолжит его дело – будет строить дома в Риге.

Сын невысоко ценил архитектурный талант отца. Даже спросил однажды, не стыдно ли ему за такие невзрачные строения?

Карьера

Сергей не хотел становиться инженером, его тянуло в творчество, связанное с аттракционами и кинематографом. В кино предпочтение отдавал трюкам, фантастике, спецэффектам. Но ослушаться отца не мог. В институте учился прилежно.

Сергей Эйзенштейн
Случались в жизни классика кино и счастливые периоды, когда можно было беззаботно улыбаться

А тут – Февральская революция. Стал милиционером Нарвской части, а весной, будучи призван на военную службу, попал в школу прапорщиков инженерных войск. В марте 1918-го добровольцем ушел в Красную армию. Числился военным строителем. Но основным делом стало участие в спектаклях для поднятия духа бойцов. Был режиссером, художником, актером.

В 1920-м его командировали в Академию Генштаба. В Москве кипела культурная жизнь, и Эйзенштейн стал ставить спектакли в театре Пролеткульта, одновременно обучаясь режиссуре у Всеволода Мейерхольда в высших режиссерских мастерских. Молодые люди принимали революцию «на ура», Эйзенштейн тоже был безусловным фанатом большевиков. Утверждал, что благодаря революции получил «свободу самоопределения» и стал художником, как мечтал, а не инженером, как требовал отец.

Театр

В театре Пролеткульта Сергей Михайлович поставил спектакль «Мексиканец» по Джеку Лондону и еще несколько, среди которых была и классика – «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. Однако классическим в постановке было лишь название и имена героев. А действие шло на сцене, оборудованной под цирковой манеж, и герои танцевали над зрителями. А еще в спектакль был внедрен киноотрывок «Дневник Глумова», который критики называют первой киноработой Эйзенштейна.

Творец на ниве театра не скрывал, что его цель – «революционизировать» храм Мельпомены, чтобы разрушить старое искусство. Уход из театра в кинематограф был осознанным. Эйзенштейн не хотел работать там, где уже был гений – Мейерхольд. Ему нужна была область, где гением станет он.

Фильмы

Кинематограф – особая глава биографии Эйзенштейна. В 1924 году вышел первый фильм молодого режиссера – «Стачка». Кинорассказ о всероссийской забастовке 1905 года Эйзенштейн снял в виде «монтажа аттракционов» и включил в него документальные кадры выступления на многолюдном митинге Льва Троцкого.

Уже первая картина художника вызвала яростные споры сторонников и противников метода режиссера. Одни называли фильм революцией в кинематографе, другие критиковали за сложный киноязык. В работе присутствовали новые приемы, эксцентрические ракурсы и сложные для понимания рядового зрителя метафоры.

Сергей Эйзенштейн
Основную часть жизни режиссер провел за этим занятием

В следующем году Эйзенштейн в ударном порядке выдал свой основной шедевр – фильм «Броненосец «Потемкин», молниеносно сделавший его знаменитым на весь киномир. В 1927-м – картину «Октябрь», по поводу которой споров было не меньше. В этой ленте впервые на экране появился образ В.И. Ленина.

Причем исполнял роль не профессиональный актер, а рабочий В. Никандров, внешне очень напоминавший вождя пролетариата. Но Ленин не был здесь главным героем. Героев как таковых вообще не было, как и сюжета. Опять присутствовали эйзенштейновские «аттракционы», метафоры, непривычные ракурсы. Ленту опять одни ругали, другие хвалили.

За границей

Режиссера пригласили в Голливуд. В 1928 году советское правительство разрешило длительную командировку. Но по ряду причин вначале состоялось турне по европейским странам: Германии, Великобритании, Нидерландам, Бельгии. Эйзенштейн выступал на радио, в студенческих аудиториях, пропагандировал новое искусство. Познакомился с выдающимися деятелями европейского искусства. Путешествовал с Эдуардом Тиссэ и Григорием Александровым.

В Америке режиссеру предложили контракт на съемку нескольких фильмов масштаба «Броненосца «Потемкина». В частности, речь шла об «Американской трагедии» по Т. Драйзеру. Однако сотрудничество не состоялось – сценарии Эйзенштейна забраковали.

Сергей Эйзенштейн и Уолт Дисней
В Америке Сергей подружился с Уолтом Диснеем

Возвращение в Советский Союз задерживалось. Эйзенштейн с товарищами решили ехать окольными путями, заскочить в Японию, Китай. В Мексике начал снимать картину из истории этой страны. Денег, выделенных американскими спонсорами, не хватало, поэтому решили обратиться за финансированием к советскому правительству. Ответом стала телеграмма Иосифа Сталина американской стороне, в которой режиссер был назван дезертиром, и присутствовало требование тотчас возвращаться домой.

В Москве командированного встретили без распростертых объятий. Ему был заказан путь «в главные кинооператоры СССР». Кинематографист с мировой известностью преподавал во ВГИКе режиссуру, писал научные статьи.

Возвращение в профессию

В 1935 мэтр начал работу над историей о Павлике Морозове, назвав будущий фильм «Бежин луг». Пришлось неоднократно переписывать сценарий под требования Главного управления кинематографии. А потом режиссер заболел. Пока выздоравливал, отснятый материал был подвергнут чиновниками критике, и производство приостановлено. Фильм так и не был доснят.

Эйзенштейн только через три года вернулся к работе. На этот раз это была историческая драма «Александр Невский» с Николаем Черкасовым в заглавной роли – еще один шедевр Эйзенштейна. Когда-то прославленный, а на тот момент давно находившийся в опале режиссер за эту ленту получил Сталинскую премию I степени, звание Заслуженного деятеля искусств, степень доктора искусствоведения и орден Ленина.

В 1941-м кинохудожник начал работу над фильмом «Иван Грозный». Началась война, и съемки перенесли в Алма-Ату. Царя сыграл Николай Черкасов, отлично проявивший себя в «Александре Невском». Первая часть ленты вышла в 1945 году и была одобрена на высшем уровне. Режиссер получил вторую Сталинскую премию. На кинофестивале в Локарно картину наградили за лучшую операторскую работу. Чарли Чаплин охарактеризовал ее как «высшее достижение в жанре исторических фильмов».

А вот продолжение ленты было раскритиковано чиновниками и даже «удостоилось» специального разгромного постановления Центрального комитета партии большевиков. Травля сильно подкосила и без того некрепкое здоровье постановщика. Сергею Прокофьеву, навестившему товарища в больнице, Эйзенштейн сказал: «Жизнь кончена, остался лишь постскриптум».

Увлечения

Эйзенштейн рисовал всегда – и в детстве, и во взрослом возрасте. Оставил множество зарисовок, набросков, эскизов, раскадровок. Не придавал им особого значения. При жизни на Родине не выставлялся. А вот в США в 1932 году небольшая часть его работ была показана публике в галерее г. Нью-Йорка. Рисунки получили хвалебные отзывы от The New York Times, чем режиссер очень гордился. Он привел их в своих мемуарах.

Эскиз Сергея Эйзенштейна
Спектакль не был поставлен, но остались эскизы костюмов и декораций, сделанные Эйзенштейном

В Москве первая выставка графических работ постановщика состоялась в 1957 году. Еще через несколько лет был издан альбом с рисунками Эйзенштейна. У него много карикатур, полуабстрактных и фигуративных композиций, эротической графики. Выставки рисунков Эйзенштейна проходят и в наши дни. Его графика есть в нескольких музеях и в частных собраниях.

Личная жизнь

Кто-то пишет, что Сергей Михайлович был счастлив в личной жизни. Кто-то называет его глубоко несчастным человеком. Сам он на эту тему открыто не рассуждал. Все сходятся во мнении о том, что на его личную жизнь повлияли семейные дрязги, когда родители скандалили при нем и даже обсуждали интимные подробности. Отец во всеуслышание называл мать ребенка «продажной женщиной».

Та, устав от ссор, уехала с сыном в Санкт-Петербург. А потом одного, без сопровождения, отправила поездом к отцу в Ригу. Во время развода приводились пикантные подробности об изменах Юлии Ивановны с родственниками мужа. Все это, по мнению исследователей, повлияло на взаимоотношения режиссера с противоположным полом.

Писали, что у Сергея были влюбленности в актрис. Но либо они «робели перед гением», либо сам мужчина пугался окончательного сближения. Как правило, Сергей Михайлович выбирал высоких, красивых девушек. Но глупых. А потом говорил, что они остались гадкими утятами, которые так и не превратились в лебедей.

Но потом на его пути появилась умная женщина – журналистка Перл Фогельман (Пера Аташева), писавшая о зарубежных фильмах в журнале «Советский экран». Познакомились на режиссерских курсах, заинтересовались друг другом. Вскоре Пера стала ассистентом режиссера, организовала и упорядочила его быт. При этом отношения всегда были платоническими.

Перла Фогельман
Перл Фогельман любила Эйзенштейна несмотря ни на что

Во время четырехлетней командировки Эйзенштейна за границу писали друг другу письма. В 1934-м тайно поженились. Жили по-прежнему порознь. Когда супруг заболел черной оспой, Пера выходила его, не побоявшись заразиться. Пера хотела ребенка от любимого, но поняла, что это невозможно. Они расстались, развод не оформляли.

Эйзенштейн вскоре сблизился с актрисой Елизаветой Телешевой. О любви речь не шла, женщина помогла Сергею Михайловичу выйти из глубокой депрессии, связанной с травлей чиновников по поводу фильма «Бежин луг». Говорили, что тогда режиссер был на грани самоубийства.

А потом начались съемки «Александра Невского», новый триумф, овации. Утешительница стала не нужна. В письмах к Эйзенштейну она сетовала, что за пять лет отношений не дождалась от любимого близости – ни моральной, ни физической. Начавшаяся война развела Сергея и Елизавету по разным городам, а в 1943-м женщина умерла. Эйзенштейн вернулся к Пере Аташевой. Она поддерживала супруга во всем и не требовала невозможного.

Психологи объясняют платонические чувства Сергея Эйзенштейна следствием семейной катастрофы, пережитой им в детстве. Сам мастер отказ от плотской любви объяснял необходимостью вкладывать чувственную энергию в творчество.

Ходили слухи о гомосексуальной ориентации новатора кинематографа, его близкой связи с Григорием Александровым. Он же считал (и сексопатологи соглашаются с этим утверждением), что был не гомо- и не гетеро-, а асексуалом. То есть не испытывал любовных чувств ни к женщинам, ни к мужчинам. А вот среди рисунков режиссера встречается множество гомосексуальных. С 1915 он помещал свои эротические изображения в периодике Петрограда под псевдонимом «Сэр Гей».

Смерть

У Сергея Михайловича было больное сердце. Он пережил несколько серьезных приступов. Предпоследний инфаркт случился на банкете, когда мэтр танцевал с Верой Марецкой. Едва оправившись от приступа, он сам поехал в больницу, хотя делать этого не стоило. Потом у Сергея Михайловича умерла мать. Потом он узнал о расстреле своего учителя Всеволода Мейерхольда.

Ночью 11 февраля 1948 года Эйзенштейн скончался от очередного инфаркта. Лежавший рядом гаечный ключ для вызова соседей снизу, скорее всего, не понадобился. Творческое наследие режиссера перешло Пере Аташевой, официальной жене. Она сделала все возможное, чтобы сохранить архив и вещи мужа.

Издавала книги и альбомы мастера, готовила к печати наброски и черновики. После смерти по ее завещанию квартира и документы Эйзенштейна были переданы Союзу кинематографистов. На ВДНХ открыли мемориальный кабинет мэтра. Похоронен С.М. Эйзенштейн на Новодевичьем кладбище.

Могила Сергея Эйзенштейна
Могила Сергея Эйзенштейна

Интересные факты о С.М. Эйзенштейне

  • Первой картиной революционного художника должен был стать своего рода сериал под названием «От подполья к диктатуре». Надо было показать процесс зарождения партии большевиков, нарастание революционных настроений в стране, закончить Октябрьской революцией. Режиссер остановился на событиях 1905 года, сняв фильм «Броненосец «Потемкин».
  • Знаменитый эпизод из канонического фильма – расстрел на лестнице в Одессе с катящейся детской коляской – считается самым цитируемым эпизодом в мировом кинематографе.
  • Звание доктора искусствоведения режиссер получил не за научный труд, а за сценарий фильма «Александр Невский».
  • Кадры с изображением тевтонских воинов из «Александра Невского» современный режиссер «Властелина колец» использовал для создания образов орков.
  • Костюмы, придуманные для картины «Иван Грозный», через 30 лет были задействованы в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Эйзенштейн много экспериментировал с цветом. В его работах можно увидеть окрашенные кадры, сцены или отдельные элементы внутри кадра, но полноценный цветной фильм он создать не успел. Только развивал теорию.
  • В 1961 году впервые была опубликована подборка рисунков Эйзенштейна, и о нем стали говорить как о художнике.
  • В честь классика кино названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге и Риге.
Мастер: Сергей ЭйзенштейнМастер: Сергей Эйзенштейн
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий